Контактный адрес в РФ:
ООО "Металлэнергофинанс" 654063, г. Новокузнецк: ул. Рудокопровая, 4, тел.: +7 (3843) 921-750; 921-726, e-mail: mef_nk@evraz.com
г.Нижний Тагил:
ул. Учительская, 12 тел.: +7 (3435) 23-07-70,
121353, г.Москва:
ул. Беловежская, 4 тел.: +7 (495) 729-50-71
Call - центр: Бесплатный телефонный номер тел.: 8-800-775-2003
г.Новокузнецк: тел.: +7 (3843) 921-726 (с 9:00 до 16:30. Время местное) e-mail: mef_nk@evraz.com
г.Таштагол: тел.: +7 (38473) 3-49-54 (с 9:00 до 16:30. Время местное) e-mail: mef_nk@evraz.com
г.Нижний Тагил: тел.: +7 (3435) 23-07-70 (с 9:00 до 16:30. Время местное) e-mail: Larisa.Nikishova@evraz.com
Горячая линия ЕВРАЗа: Бесплатный телефонный номер
тел.: 8-800-555-88-88 Контактные телефоны для взаимодействия с сетевыми организациями по вопросам аварийных и плановых отключений электроэнергии ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"
тел.: 8-800-220-02-20 ООО "КЭнК" тел.:8-800-700-81-57 ООО "Горэлектросеть" г. Новокузнецк
тел.:+7 (3843) 74-24-10 ООО «ЕвразЭнергоТранс»
тел.:8-800-775-02-67 |
Регулирование рынкаОптовый рынок электрической энергии и мощности
В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов, во вторую – Сибирского федерального округа. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам.
Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности
На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
Принципы функционирования оптового рынка определяются Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №1172 от 27 декабря 2010 года.
Рынок электроэнергии
Электрическая энергия в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности может продаваться следующими способами: по регулируемым ценам (в рамках регулируемых договоров) и по конкурентным (нерегулируемым) ценам (по ценам конкурентного отбора на рынке на сутки вперед и на балансирующем рынке, а также в рамках свободных договоров).
С 2011 года регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа и республики Тыва.
Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.
Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).
При заключении свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки электрической энергии.
Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ПАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток.
РСВ за сутки до поставки определяет плановые объемы производства и потребления, однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями фактических объемов производства/потребления от плановых осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке.
Рынок мощности
Существует несколько механизмов реализации мощности на оптовом рынке:
• покупка/продажа мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности, заключенным по итогам конкурентного отбора мощности;
• покупка/продажа мощности по свободным договорам купли-продажи мощности (СДМ);
• покупка/продажа мощности по договорам о предоставлении мощности и по договорам купли-продажи мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций, аналогичным ДПМ;
• покупка/продажа мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме;
• покупка/продажа мощности по регулируемым договорам (в объемах поставки населению и приравненным категориям);
• покупка/продажа мощности, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ), по договорам о предоставлении мощности, заключенным по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ.
Конкурентный отбор мощности (КОМ), проводимый системным оператором, лежит в основе рынка мощности и определяет, какая мощность будет оплачиваться на оптовом рынке.
Цена КОМ соответствует максимуму из цен в отобранных заявках и цены, при которой функция спроса принимает значение, равное совокупному объему отобранной мощности (включая мощность, подлежащую оплате вне зависимости от результатов КОМ). Цена КОМ для каждой ценовой зоны одинакова для всех отобранных генерирующих объектов. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается.
Обязательной оплате, не зависящей от результатов КОМ, подлежит мощность, введенная по ДПМ и аналогичным ДПМ договорам с новыми АЭС и ГЭС, а также генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы).
Оплата мощности, поставленной вынужденными генераторами, осуществляется по цене, установленной уполномоченным федеральным органом (или Правительством Российской Федерации) не выше цены мощности в предшествующем году при продаже по результатам конкурентного отбора мощности или в вынужденном режиме. Решение об отнесении генератора к вынужденным принимается до проведения КОМ. Исключением могут быть только генерирующие объекты, относительно которых после проведения КОМ было заявлено о намерении вывода из эксплуатации, и при этом Минэнерго было выдвинуто требование об отсрочке такого вывода в связи с угрозой наступления дефицита энергоснабжения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» с 2013 года проводятся конкурсные отборы инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ОПВ). ОПВ проводится на 4 года вперед отдельно для каждого вида генерирующих объектов, функционирующих на основе использования разных видов ВИЭ: фотоэлектрического преобразования энергии солнца, энергии ветра и энергии потоков воды, за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электростанциях. Целевые показатели величин объемов ввода объектов ВИЭ и предельные величины капитальных затрат, используемые в целях проведения ОПВ, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р. По результатам ОПВ заключаются договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ (ДПМ ВИЭ), цена в которых определяется исходя из капитальных затрат на строительство объекта ВИЭ, с учетом степени локализации такого объекта и размером прибыли с оптового рынка электрической энергии (мощности) по истечении срока окупаемости и до окончания срока службы. Период поставки мощности по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, на оптовый рынок заканчивается по истечении 15 календарных лет с указанной в договоре даты начала поставки мощности.
По итогам ОПВ, проведенных в 2013-2014 гг., отобрано 76 объектов, суммарный объем установленной мощности которых составляет 1081 МВт. Поставка мощности на оптовом рынке первого объекта, введенного в рамках ДПМ ВИЭ, началась 1 апреля 2015 года. |